Научная работа: от названия темы до публикации
(академическая коммуникация для специалистов-геологов)

Получение новых компетенций, необходимых для повышения публикационной активности научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава геологических организаций и учебных заведений

Документ

Удостоверение о повышении квалификации

20 часов

Очных или заочных занятий с применением дистанционных образовательных технологий

20 000 руб.

Стоимость прохождения курса с итоговой выдачей удостоверения

По запросу

Сроки обучения

Описание курса:

Курс направлен на изучение:

– методологии составления стандартной структуры научной работы (диссертации, статьи, отчета)

– правил подбора релевантной научной информации и составления качественного научного обзора, отвечающего структуре научной работы;

– теории и методологии составления текста и иллюстраций научной работы, отвечающих современным требованиям рецензируемых печатных изданий квартиля Q3–Q1;

– основ работы с автоматизированными системами подачи рукописей статей и с издательством (редакторами, рецензентами).

 Обучающиеся научатся: 

  • составлять стандартную структуру научной работы (диссертации, статьи, отчета);
  • обладать практическими навыками работы с ресурсами научной информации,
  • обладать практическими навыками работы в системах управления библиографической информацией, включая плагины текстовых редакторов;
  • обладать практическими навыками работы с ресурсами искусственного интеллекта для составления, редактирования и анализа научных текстов;
  • обладать практическими навыками работы с библиографическими и реферативными базами данных научной информации;
  • обладать практическими навыками проверки соответствия текста работы ее структуре;
  • обладать практическими навыками чтения большого массива научных статей, составления научного обзора, отвечающего структуре научной работы;
  • обладать практическими навыками составления академического (научного) текста.

Программа разработана на основе ГОСТ Р 7.0.11-2011 «ДИССЕРТАЦИЯ И АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ. Структура и правила оформления». Программа учитывает цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, установленные законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”.

Наименование раздела Трудоемкость, час Всего, ауд. час. в том числе
лекции лабор. работы практ. занятия, семинары
1 2 3 4 5 6
Первый день          

Тема 1. Стандарты научной работы (диссертации, статьи, отчета).

1.1. Стандартная пятиступенчатая структура: (1) Цель, задачи, актуальность; (2) Материал; (3) Методы; (4) Результаты; (5) Обсуждение (сравнение) результатов + выводы + направления будущих исследований.

1.2. Стандартизация публикаций – требование научных издательств; причины.

1.3. Почему авторам выгодно следовать стандартам? Два слова о ГОСТах – тайна за титульным листом.

1.4. Важность обмена научной информацией «автор–читатель»; индексы цитирования научных работ, почему они важны?

1.5. Ценность научной информации. Почему авторам выгодно использовать качественную научную информацию? Ранжирование, отсеивание, отбор.

1.6. Связь структуры научной работы и отбора информации.

2 2 2    
Второй день          

Тема 2. Ресурсы научной информации

2.1. Научная информация – как справиться с постоянным увеличением объема?

2.1. Онлайн-ресурсы, бесплатно предоставляемые Казанским университетом своим сотрудникам; VPN-сервер КФУ; цифровые библиотека: ScienceDirect, E-library, Jstore, Academy, другие онлайн-ресурсы – научные социальные сети – Research Gate, Google Scholar, Academy и др.;

2.2. Системы управления библиографической информацией (Bibliographic Software and Standards Information), например Mendeley, Citav, Zotero (Google) и др.                              Платные, бесплатные. Плагины текстовых редакторов. Необходимость и преимущества использования.

2.3. Искусственный интеллект (ChatGPT, ZeroGPT и др.) и его возможности для составления, редактирования и анализа научных текстов. Мультиязычность.

2.4. Библиотеки научные (классические). Что в них есть, чего нет в интернете? Необходимость и преимущества использования.

2.5. Фонды геологической информации. Онлайн-ресурсы. Федеральные, региональные. Правила доступа.

2.6. Цифровизация современных и старых публикаций. DOI.

2.7. Библиографические и реферативные базы данных рецензируемой научной литературы: Scopus, Web of Science и др.

2.8. Журналы и их рейтинги. Журналы (издательства)-хищники. Как быть, если попал в журнал-хищник?

2.9. Цитирование правомерное (условия – п. 1 ст. 1274 ГК РФ); неправомерное (условия не соблюдены); самоцитирование, плагиат. Системы «антиплагиата». Ресурсы «обхода» неправомерного цитирования; риски их использования. Примеры.

2.10. Системы проверки текста на использование искусственного интеллекта (ZeroGPT и др.).

2.11. Практическая работа. Составление подборок статей по разным направлениям работы в системе Mendeley. Автоматическое формирование списка литературы в редакторе Word.

4 4 2   2
Третий день          

Тема 3. Структура научной работы (статьи, диссертации)

3.1. Цель и задачи, ожидаемые результаты. Цель всегда одна, задач – много. Как найти баланс? Цель, задачи и ожидаемые результаты – основа научного проекта. Нужен ли предварительный литературный обзор? Нужно ли учитывать финансирование проекта? Как определить цель и задачи? Ожидаемые результаты – формулируем в самом начале.

3.2. Материал. Объект исследования. Выбор и масштаб объекта (-ов). Учет финансирования проекта, возможностей доступа к материалу. Литературный обзор. Необходимое и достаточное количество материала.

3.3. Методы исследования. Выбор и обоснование необходимого и достаточного количества методов. Литературный обзор. Учет финансирования проекта, возможностей доступа к методам исследования – затраты на анализы, расходные материалы, командировки в другие лаборатории и т.п.

3.4. Результаты исследования. Представление (изложение) собственных результатов исследования. Как определить качество изложения? Стандарты представления результатов исследования, как они формируются? Это единственный раздел, в который не вставляют литературные данные. Несмотря на это, литературный обзор нужен при подготовке данного раздела тоже.

3.5. Обсуждение (сравнение) результатов исследования. Традиционные ошибки. Смысл обсуждения – сравнение полученных результатов с аналогичными (по методам, объектам, геологическому времени) результатами других исследователей. Зачем? Подтвердить (обосновать) качество и достоверность полученных результатов. Литературный обзор современных («свежих») литературных источников фокусируется именно на Обсуждении результатов.

Выводы и направления будущих исследований – корреляция с задачами и целью.

3.6. Практическая работа. Проверка соответствия текста работы ее структуре (плану). Техника «обратной структуризации». Работа с текстом в «цветовой стркутрурной гамме».

4 4 2   2
Четвертый день          

Тема 4. Литературный обзор.                 

4.1. Цель и задачи литературного обзора (литобзора) – подтвердить свою квалификацию (качество) как ученого-исследователя.

4.2. Литобзор в структуре научной работы. Он нужен везде, за исключением изложения Результатов собственных исследований. Примеры.

4.3. Необходимое и достаточное количество литературных источников для качественного литобзора. Как определить?

4.4. Как читать научные статьи? Как определить, подходят они для вашего литобзора или нет? Что из них выбирать для своей работы?

4.5. Практическая работа. Алгоритм чтения научной статьи: не читаем статью с начала до конца, это бессмысленная трата времени.

4.6. Техника составления литобзора. Правомерное цитирование, см. п. 2.9.

4.7. Заимствование рисунков, иллюстраций. Правомерное заимствование. Возможно ли оно в принципе?

4.8. Практическая работа. Алгоритм трансформации текста при правомерном заимствовании – превращение заимствования в ваш «оригинальный текст». Десять правил составления текста.

2 2 2    
Пятый день          

Тема 5. Как писать текст и готовить иллюстрации научной работы?

5.1. Сколько текста нужно? Стандарты. Качество. Алгоритм составления: пишем «с начала до конца» или «по вдохновению», то одно, то другое? Пишем командой.

5.2. Сколько иллюстраций нужно подготовить? Стандарты. Качество научных иллюстраций. Технические требования. Подписи к иллюстрациям. Условные обозначения – в подписях или на рисунке? Заимствования и ссылки в иллюстрациях.

5.3. Пишем кратко и понятно. Требования издательств. Причины требований. Выгода соблюдения требований.

5.5. Практическая работа. Десять правил составления текста. Следуем правилам, пишем текст. Сравниваем с п. 4.8. Проверяем правильность написания:

а) отвечает ли смысл абзацев разделам (структуре) текста;

б) правильно ли по смыслу сгруппированы предложения в абзацы;

в) правильно ли составлены слова в предложениях?

 

2 2 2    
Шестой день          

Тема 6. Работа над диссертацией

6.1. Срок аспирантуры давно прошел. Диссертация не готова. Что делать?

6.2. Можно ли работать самостоятельно, без научного руководителя?

6.3. С чего начинать заново? С «белого листа» или с имеющихся наработок?

6.4. Сколько нужно опубликовать статей в журналах из списка ВАК?

6.5. В чем эти статьи должны соответствовать диссертации?

6.6. В каких журналах должны быть опубликованы статьи по диссертации?

6.7. Защищаемые положения. Как сформулировать?

6.8. Научная новизна. Как обосновать?

6.9. Личное участие автора. Как аргументировать?

6.10. Как поставить точку и завершить работу над диссертацией?

2 2 2    
Седьмой день          

Тема 7. Работа над статьей.

7.1. Материал давно обработан, результаты получены, статьи нет. Что делать?

7.2. Как составить план (структуру) статьи. Как следовать этому плану?

7.3. Алгоритм работы над статьей. Индивидуальная работа. Работа в команде.

7.4. Как выбрать журнал? О чем нужно подумать? Сервис Preprint.org

7.5. Как подготовить Сопроводительное письмо в редакцию? Другие документы.

7.6. Автоматизированные системы подачи рукописей статей.

7.7. Работа с издательством, работа с редакторами, работа с рецензентами.

7.8. Исправление замечаний рецензентов, улучшение рукописи, составление списка исправленных замечаний. Повторная подача статьи в журнал.

2 2 2    
Итоговая аттестация: экзамен 2        
  20 18 14   4
Силантьев Владимир Владимирович – и.о. директора Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ, заведующий кафедрой палеонтологии и стратиграфии, заведующий Геологическим музеем им. А.А. Штукенберга