“Мне близка идея развития воображения, поиска разных физико-математических методов работы в гидродинамике”
4 сентября стартует программа повышения квалификации “Гидродинамические исследования скважин”.
Мы поговорили с руководителем этой программы – доцентом, заведующим кафедрой радиоэлектроники Института физики КФУ, доктором физико-математических наук Овчинниковым Маратом Николаевичем.
Марат Николаевич, расскажите, пожалуйста, как в Институте физики КФУ появилась сама идея исследования нефтяных скважин?
– Когда в Институте Физики КФУ возникла кафедра радиоэлектроники, как приложение радиоэлектронных систем, она занималась вопросами, связанными с нефтяной промышленостью (автоматизацией нефтяной промышленности, измерительными системами в нефтяной промышленности, радиоэлектронным обеспечением измерительных систем). Но, поскольку мы работаем и учимся в университете, речь пошла не только о чисто технической стороне этого дела, но и об исследованиях, собственно для которых и предназначались соответствующие измерительные системы. Кафедра радиоэлектроники на сегодняшний день занимается вопросами гидродинамических исследований: гидродинамических потоков, флюидов в поровых пластах, теплодинамикой и такими средствами диагностики, как акустическая диагностика, пассивная шумметрия пластов, как дополнение к термометрии.
Чему посвящен курс «Гидродинамические исследования скважин»?
– В рамках данного курса повышения квалификации, я собираюсь осветить такие моменты, как условия применимости тех или иных гидродинамических методов, корректность расчётов, почему возникают трудности в интерпретации результатов, чем отличаются одни гидродинамические методы исследования от других, их преимущества и недостатки. Обычно на эти вопросы редко отвечают в учебниках и пособиях, поскольку ориентированные на конкретное применение в конкретных условиях методы, не могут широко распространяться. Курс построен на оригинальных статьях, которые публиковались в Казанском университете за последние 30 лет. Мы проведем несколько практических занятий, на которых слушатели будут решать задачи, наглядно демонстрирующие, что есть гидродинамика, а также освоят решение конкретных задач на сопровождение оригинальных результатов, которые будут излагаться в области средне-стационарной подземной гидродинамики.
Можно назвать данный курс междисциплинарным проектом?
– Безусловно, это комплексные междисциплинарные проекты: этими вопросами занимались разные кафедры и ученые. Это и вклад математиков в части детерминированных уравнений и их решения, прикладных математиков в части создания пакетов программ и компьютерного обеспечения расчетов, и физиков в части понимания самих уравнений, формулирования этих уравнений и интерпретации соответствующих результатов, и электронщиков как создателей аппаратуры, которая позволила провести соответствующие измерения. В свое время я прочитал книгу известного американского математика Марка Каца «Несколько вероятностных задач физики и математики», оказалось, что эта серьезная математическая книга возникла по результатам чтения курса повышения квалификации для одной из нефтяной компаний Техаса. Видимо, автор ставил себе цель расширить общий кругозор людей. Эта книга получила признание не сколько у нефтяников, а сколько у специалистов в области математической физики за нетрадиционный подход. Мне близка идея развития воображения, поиска разных физико-математических методов работы в гидродинамике, ведь традиционный геолог, он ориентирован не на какие-то особо сложные математические результаты и выводы, а на более конкретные статистические результаты. Думаю, не случайно и появление уже через 30 лет компьютерных программ по моделированию гидродинамики месторождений.